$IMAGE1-left$
8 октября 2017 г. Энергетический Центр Московской школы управления Сколково провел очередной «Газовый диалог», посвященный развитию рыночного ценообразования на газ и биржевой торговли газом в России. В преддверии мероприятия председатель комитета Государственной Думы по энергетике, президент Российского газового общества Павел Завальный ответил на вопросы организаторов дискуссии.
- Какие перспективы для дальнейшего совершенствования биржевой торговли газом в России Вы видите?
Биржевая торговля газом в принципе – инструмент объективной индикации цен, которые должны отражать и конкуренцию между производителями газа, и межтопливную конкуренцию. Однако сегодня межтопливная конкуренция в России ограничена регулируемым ценообразованием на газ, что призвано стимулировать развитие газопотребляющих отраслей и экономики в целом. Однако доля тепловой и газовой генерации снижается, а причины стагнации и слабого развития экономики не связаны с ценами на газ, соответственно, и сдерживание цен на газ посредством госрегулирования не оказывает существенного стимулирующего влияния на темпы развития промышленности. Скорее наоборот: снижение выручки и прибыльности работы газовых компаний в условиях ограниченности внешних ресурсов приводит к сокращению инвестиционных программ и программ кап.ремонта, снижению доходов в бюджеты всех уровней. Если учесть, что 95% поставщиков в отрасли – отечественные производители, сокращение объема заказов для них негативно влияет на развитие соответствующих отраслей промышленности. Кроме того, по моему убеждению, регулируемые цены на газ выступают дестимулятором и с точки зрения повышения эффективности использования этого энергоресурса, снижения энергоемкости ВВП.
Именно поэтому я постоянно выступаю за скорейшее принятие решений по либерализации рынка газа, переходу на систему ценообразования в отрасли с тарифным регулированием монопольных видов деятельности и установлением предельных цен на газ для промышленных потребителей с привязкой к альтернативным видам топлива, например, энергетическим углям.
Сегодня в российской газовой отрасли сложилась ситуация, когда есть конкуренция производителей газа, устойчивое превышение предложения над спросом, работающие механизмы биржевой торговли, а оптовая цена на газ в России сопоставима с уровнем так называемой равнодоходности с поставками газа на экспорт. Это создает идеальные условия для того, чтобы перейти к установлению истинно рыночных механизмов ценообразования в отрасли, формированию референтных цен и полноценного рынка газа в России. Тогда биржевая торговля газа будет развиваться более полноценно, динамично и давать адекватные ценовые сигналы.
- Как Вы относитесь к снятию ограничений для Газпрома по объёмам биржевых продаж? Как, по Вашему мнению, это повлияет на развитие биржевой торговли в России?
Я убежден, что не должно быть ограничений по объемам биржевых продаж газа ни для Газпрома, ни для других участников торгов. Я понимаю, что они наложены, с одной стороны, для сохранения объективности ценовых сигналов, формирующихся в ходе торгов, и, с другой, с целью поддержки независимых производителей газа в условиях не до конца объективной конкурентной среды. Однако сегодня в результате планомерной государственной политики по развитию конкуренции в отрасли НПГ и так имеют достаточно для эффективной работы. Их экономика балансируется более низкими ставками НДПИ и более коротким плечом доставки до потребителя. Они в целом несут меньшую налоговую и социальную нагрузку, торгуют газом только по договорным ценам, обладают большей ценовой гибкостью и получают преимущественно крупных платежеспособных потребителей и регионы с повышенной доходностью. Кроме того, они могут формировать стабильный среднегодовой профиль добычи, поскольку не обязаны удовлетворять пиковый спрос. Все это развивает отраслевую конкуренцию, но не способствует формированию экономически адекватных условий и цен в регионах и в стране в целом. Практически при росте общей конкуренции производителей газа мы наблюдаем сохранение региональной монополизации.
Я полагаю, что реально газовая отрасль заинтересована в снятии ограничений. Необходимо развитие конкуренции в розничной торговле газом, ограничение региональной монополизации в сбыте как для промышленности, так и для населения, в том числе, и через механизмы биржевой торговли. Паритет биржевой и внебиржевой торговли должен устанавливать рынок, так, как это происходит, например, в ЕС.
- Какие перспективы есть у совместного развития торговли газом в рамках Евразийского экономического союза (в Армении, Беларуси, Казахстане,Кыргызстане)?
К сожалению, в России до сих пор нет официально утвержденной государственной Концепции развития внутреннего рынка газа. Уже дважды по итогам заседаний Комиссии по ТЭК Президент РФ давал поручение по разработке такой Концепции, но оно пока не выполнено. Особенную важность эта задача приобретает в связи с требованиями формирования общего внутреннего рынка газа ЕАЭС. Соответствующая концепция на уровне союза была утверждена еще год назад, а общий рынок должен начать свою работу до 2025 года. Необходимо скорейшее определение основных подходов и принципов формирования рынка газа, принятие государственной Концепции внутреннего рынка газа.
Российское газовое общество, президентом которого я являюсь, постоянно привлекает внимание к проблемам формирования внутреннего рынка газа в России и на уровне ЕАЭС. Этим темам будут посвящены две панельные дискуссии 15го Международного Форума «Газ России 2017», который пройдет 5 декабря 2017г. в Рэдиссон Ройал, Москва (гостиница Украина). В дискуссии на тему «Развитие газовой отрасли России в условиях интеграции в Евразийский экономический союз» примут участие представители Евразийской экономической комиссии, профильных органов власти стран-членов ЕАЭС, нефтегазовых компаний. Ключевые вопросы еще одной панельной дискуссии форума - достижение оптимального социально и экономически обоснованного баланса интересов потребителей и производителей газа; установление равных экономических условий хозяйствования производителей газа на основе баланса их прав и обязанностей; поэтапный переход от регулируемых оптовых цен на газ к рыночным механизмам ценообразования; государственное регулирование в секторе транспортировки и подземного хранения газа.
|